|
|
Программа предпрофильной подготовки |
Предпрофильная подготовка призвана сформировать у школьников:
- умение объективно оценивать свои способности к продолжению образования по различным профилям;
- умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего индивидуальным особенностям, склонностям и интересам;
- готовность нести ответственность за сделанный выбор;
- готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.
- Работа будет организована в соответствии с имеющимися в наличии объективными факторами:
- оптимальная материально-техническая база школы: библиотека, компьютерный класс, Интернет, компьютерная периферия (принтеры, сканеры, ксерокс, видеокамера, цифровой фотоаппарат, интерактивные доски, мультимедиапроектор);
Для реализации данной программы необходимо:
- обеспечение обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладение школьниками представлениями об образе «Я», о мире профессий, о рынке труда, приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
- оказание психологической помощи учащимся, учителям, родителям;
- обеспечение профильной подготовки школьников с учетом их интересов, склонностей, способностей;
- укрепление и сплочение ресурсов и усилий школы с социальными партнерами;
- интеграция образования с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников.
Цель образовательного процесса
создание условий для осознанного выбора девятиклассниками профиля дальнейшего обучения, их первичного профессионального самоопределения.
Задачи:
- психолого–педагогическая, информационная помощь учащимся в выборе профильного обучения в старшей школе;
- выявление интересов на основе изучения элективных курсов по выбору, развитие профессиональных интересов учащихся на базе познавательного;
- формирование способности к самоопределению, умению делать выбор;
- создание условий для формирования представлений учащихся о себе, их адекватной самооценки.
Принципы предпрофильного образования:
- 1. Личностно ориентированная направленность.
- 2. Углубление и расширение содержания образования.
- 3. Обеспечение условий для самореализации и осознания подростками своей индивидуальности.
Ожидаемые результаты:
- Осознанность выбора профиля обучения выпускниками основной школы.
- Повышение качества знаний учащихся 9-го класса.
- Обучение учащихся 9-го класса способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности.
Оценка эффективности реализации программы «Предпрофильная подготовка».
- Информированность учащихся о значимости профильного обучения для дальнейшего образования, жизненного, социального, профессионального самоопределения.
- Сформированность у выпускников школы навыков самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного в профильном обучении.
- Готовность учащихся к выбору дальнейшего обучения в профильных классах или в других учебных заведениях.
Содержание образования
Направление |
Задачи |
Содержание |
Информационное |
Расширение представлений учащихся об образовательных областях |
Введение элективных курсов по профилирующим предметам. Цель – развитие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Создание системы предметных кружков по предметам.
Цель – вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность.
Создание системы экскурсионной работы по основным профилям.
Цель – расширение представления учащихся в выбранной образовательной области. |
|
Расширение представлений учащихся об образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных групп. |
Ознакомление учащихся с требованиями образовательных программ по предметам, Положением о предпрофильной подготовке, Положением о «Портфолио». Ярмарка профессий.
Составление программ самовоспитания.
Профориентационные проекты.
Составление профессиограмм –характеристик профессий. |
Психологическое |
Расширение представлений о себе, своих способностях и возможностях, Развитие умения соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данной профессии. Развитие рефлексии. |
Психологическое тестирование на определение способностей, склонностей и интересов. Беседы с психологом. Профессиональное консультирование. Спецкурс «Выбор профессии». |
Деятельностное |
Вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую и социально значимую деятельность. |
Предметные олимпиады.
Интеллектуальные игры. Работа в ученической производственной бригаде. Презентация портфолио.
Участие в выставках творческих работ. |
|
Создание технологии выбора и изменения образовательного маршрута. |
Информация для учащихся и родителей о возможностях выбора индивидуального образовательного маршрута и необходимых для этого основаниях. Анализ жизненных планов учащихся. Спецкурс «Основы самоопределения». Индивидуальное консультирование специалистами службы занятости населения. Анализ творческих и социальных достижений учащихся. Родительское собрание, собрание учащихся по итогам учебного года. Анализ результатов итоговой аттестации выпускников основной школы. Элективные курсы по направлениям: гуманитарное, математическое, естественно-научное, технологическое, физическое. Итоговая деловая игра «Презентация портфолио» |
План занятий по программе «Выбор профессии»
I четверть. Что я знаю о своих возможностях 1 урок. Самооценка и уровень притязаний. 2 урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента. 3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. 4 урок. Что такое стресс. 5 урок. Определения типа мышления. 6 урок. Внимание и память. 7 урок. Уровень внутренней свободы. 8 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях». II четверть. Что я знаю о профессиях 9 урок. Классификации профессий. Признаки профессии. 10 урок. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. 11 урок. Определение типа будущей профессии. 12 урок. Интересы и склонности в выборе профессии. 13 урок. Определение профессионального типа личности. 14 урок. Профессионально важные качества. 15 урок. Профессия и здоровье. 16 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». III четверть. Способности и профессиональная пригодность. 17 урок. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. 18 урок. Способности к интеллектуальным видам деятельности. 19 урок. Способности к профессиям социального типа. 20 урок. Способности к офисным видам деятельности. 21 урок. Способность к предпринимательской деятельности. 22 урок. Эстетические способности. 23 урок. Уровни профессиональной пригодности. 24 урок. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность». IV четверть. Планирование профессиональной карьеры 25 урок. Мотивы и потребности. 26 урок. Ошибки в выборе профессии. 27 урок. Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии. 31 урок. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры». 32 урок. Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».
|
|
| |